Главная - Солнечная система
Путешествия к затонувшим кораблям. Паром "Зенобия"

Затонувшие корабли молчаливы, суровы и скрытны. Каждое судно скрывает в своих трюмах миллион историй и человеческих тайн. Какие-то из них утонули, сбившись с пути или попав в шторм. Другие пострадали в военных компаниях, гордо уйдя на дно. Но есть судна, гибель которых кажется глупой и нелепой. Именно к таким судам можно отнести знаменитый паром "Зенобия".

История

В 1979 году в Швеции на воду был спущен новейший океанический грузовой паром под названием "Зенобия". Судно было предназначено для транспортировки крупногабаритных грузов на дальние расстояния. Его оснастили современным навигационным и компьютерным оборудованием. "Зенобию" в то время гордо именовали флагманом швейцарского грузового судоходства.

Паром был оснащен просторными грузовыми трюмами, в которых легко размещалось больше сотни фур и контейнеров с другим грузом. Разработчики судна позаботились и о том, чтобы на пароме комфортно могли разместиться команда и водители грузовиков. Поэтому, помимо грузовой палубы и капитанского мостика, "Зенобия" включала в себя комфортабельную кают-компанию, столовую, медицинские помещения и др.

Судно впечатляло своими масштабами, и ему пророчили долгую "трудовую жизнь". Но, к сожалению, этому не дано было случиться. 7 июня 1980 года, совершая свой первый дальний рейс, паром затонул у берегов Кипра.

Длина судна составляла 178 метров, ширина - 28 метров. - 10 500 тонн.

Причины крушения

На сегодняшний день существует две версии крушения парома "Зенобия". Официальные источники говорят, что причиной катастрофы стал сбой в электронной системе управления балансом. Компьютер перекачал воду в неправильный отсек, тем самым спровоцировав роковой крен.

Неофициальная версия более запутана. Очевидцы утверждали, что проблемы с балансом возникли еще в пути. Чтобы стабилизировать судно, капитану в соответствии с протоколом нужно было перекачать балласт. Но в целях экономии времени и топлива этого решено было не делать. "Зенобия" дошла до порта Ларнаки. Экипаж и пассажиры были успешно эвакуированы, никто не пострадал. После эвакуации судно отогнали на полтора километра от порта и попытались исправить работу приборов. Но спасти корабль так и не удалось. Он затонул спустя двое суток после прибытия.

Сегодня паром "Зенобия" так и остался лежать недалеко от Ларнаки (Кипр). Его левый бок находится на глубине 42 метра от поверхности воды, а правый - на 16 метрах.

Затонувший груз

К счастью, это кораблекрушение обошлось без жертв. А вот груз спасти не удалось. Вместе с затонувшим паромом "Зенобия" на дне оказались 104 фуры с грузом: строительные материалы, спирт, детские игрушки, продукты питания и др. А также несколько грузовиков (они валяются на дне в нескольких метрах от корабля), автомобиль "Жигули", который принадлежал капитану, и другие полезные предметы.

"Зенобия" для туристов

Спустя несколько лет паром "Зенобия" (фото выше) стал излюбленной туристической достопримечательностью. К месту затопления едут как обычные туристы, так и профессиональные дайверы. К счастью, прозрачность воды в Средиземном море позволяет рассмотреть объект с поверхности.

Итак, что же представляют собой стандартные экскурсии для туристов на Кипре? Паром "Зенобия" входит в стандартное экскурсионное предложение множества туристических компаний. Сама экскурсия состоит из катания на корабле, обеда, и возможности поплавать с маской над паромом. Как правило, купившие такую экскурсию могут рассмотреть верхний борт судна и миллионы пузырьков, поднимающихся вверх (примерно как на снятом над водой фото парома "Зенобия", размещенном ниже).

Стоимость такой экскурсии варьируется от 30 до 70 евро (2-5 тыс. руб.) с человека. Все будет зависеть от того, где приобретен тур. Самые выгодные предложения можно найти непосредственно в порту. Недалеко от причала уютно расположились стойки туроператоров. Как правило, это прямые предложения компаний, которые отличаются более низкой ценой и высоким качеством.

Дайвинг на паром "Зенобия"

Если обычный турист к парому относится как к обычному туристическому объекту, то для дайверов "Зенобия" является чуть ли не культовым местом. Специалисты вносят его в десятку лучших затонувших объектов мира. Средняя стоимость одного погружения на паром в среднем будет стоить 50 евро (3500 р.) на человека. Цена может варьироваться в зависимости от клуба, но, как и в случае с традиционными экскурсиями, цена не всегда равна качеству.

Сложность погружения будет зависеть от первоначальной квалификации дайвера. Новичкам предложат осмотреть паром по периметру. Опытные дайверы смогут прогуляться по палубам и трюмам: тщательно осмотреть кают-компанию, осмотреть грузовики, заглянуть в капитанскую рубку.

Самой интересной и сложной частью "Зенобии" считается машинное отделение. Но сейчас туда могут попасть только хорошо подготовленные профессионалы, прошедшие курс погружения на затонувшие объекты.

Лучшее время для посещения парома

С весны до конца сентября на Кипре традиционно много туристов. Теплая морская вода делает осмотр объекта приятным как для простых туристов, так и для дайверов. А вот адептам технического дайвинга лучше всего этот период пропустить и приехать понырять на "Зенобию" в ноябре или декабре. Туристы и дайверы-любители не будут мешать спокойному осмотру. Кроме того, море со стороны Ларнаки отличается спокойствием, и шторма в этом месте явление очень редкое, даже зимой. Средняя температура воды на дне составляет порядка 16-19 градусов.

Паром "Зенобия" поражает туристов своей суровой красотой. Большинство людей, которым посчастливилось познакомиться с этим объектом, так или иначе стремятся увидеть его вновь.

Остров Кипр расположен в Средиземном море. Чистая вода, специфичный рельеф дна, видовое разнообразие рыб и морских животных, затонувшие и затопленные специально для дайверов корабли и статуи. На Кипре есть дайв-сайты, доступные новичкам, и места, где погружаются только опытные дайверы-любители и дайвинг-профессионалы.
Сезон дайвинга на Кипре длится с мая по ноябрь, лучшее время для активных погружений - с июля по сентябрь. Зимой температура воды 16 градусов, летом прогревается до 29.
Дайвинг-центр RuDIVE предлагает дайв-туры на Кипр, в программе которых погружения на популярных дайвинг-сайтах.

Популярные места для дайвинга на Кипре

Погружения на Кипре предлагают с катера и с берега. Особенность дайвинга на Кипре в том, что дайв-сайты расположены близко друг к другу и доступны из любого места, где активные путешественники остановились на отдых. Поэтому выбирайте места, где погружаться, исходя из уровня дайвинг-подготовки.

  • мыс Греко - шесть дайв-сайтов. Популярные на Кипре пещеры, рэки, морские животные;
  • Протарас, Айя Напа - шесть-семь мест для дайвинга. Подводные гроты, пещеры, морская фауна;
  • Ларнака - семь сайтов. Рэки, включая паром «Зенобия»;
  • Лимассол - десять точек для дайвинга. Пещеры, гроты, рыбы, морские животные и два-три рэка;
  • Пафос - восемь мест для погружений с традиционным для Кипра набором: подводные пещеры, рифовые стенки, туннели, рэки;
  • Лачи - предлагается двенадцать дайв-сайтов, на одном из которых вероятны встречи с морскими черепахами;
  • Полис - шесть дайв-сайтов. Вертикальные стены, затонувшие объекты, рифы с морскими обитателями.

«Визитная карточка» дайвинга на Кипре - рэк «Зенобия».


Мыс Греко

Популярное на Кипре место для дайвинга, благодаря хорошей видимости и подводным пещерам, где погружаются дайвинг-новички, опытные дайверы-любители, профессионалы.

  • Каньон на мысе Греко. Дайвинг начинается с берега, проходит вдоль подводных скальных стенок, затем дайверы выплывают на песчаное дно. Встречаются осьминоги, мурены, скаты. Погружение доступно опытным дайверам, глубина 17-30 метров.
  • Рэк «Либерти». Специально затопленное для дайверов судно лежит на песчаном дне. Из-за глубины 27 м погружение на затонувший корабль доступно дайверам-любителям с минимальным уровнем AOWD. Доставка к месту дайвинга на лодке.
  • Коннос бей. Дайв-сайт, где предлагают погружаться новичкам и опытным дайверам. Глубина 40 метров, погружение доступно с берега или с катера. Подводные валуны, рифовые стены, покрытые морской травой поляны. Встречаются груперы, морские звезды, мурены, молодняк барракуд, другие виды рыб. Опытные и технические дайверы могут по крутому склону спуститься на 40 м глубины.
  • Пещеры. Самое популярное место для дайвинга на Кипре. Лабиринт подводных пещер, пронизанных лучами света, проникающими сквозь щели, многочисленными входами и выходами. Максимальная глубина 12 метров, заход в воду с берега, поэтому пещеры доступны новичкам. В них живут рыбы-солдаты, хромисы, флейты, груперы, голожаберные моллюски. В июне-июле сюда приплывают тунцы. Во время ночного дайвинга в пещерах встречается осьминог.


Поселок Протарас и город Айя-Напа

Протарас и Айя Напа находятся рядом, поэтому строгого разделения между ними нет, и места для дайвинга подходят любителям плавания в туннелях и пещерах.

  • Зеленая бухта. Грин бей расположен между Айя-Напой и Протарасом, погружение доступно с берега. Место подходит для детского дайвинга, для новичков, для проверочного погружения опытных дайверов - чек-дайва. Максимальная глубина 11 м. Во время плавания можно увидеть стайки прикормленных рыб, иногда приплывают черепахи. Подводные «античные» статуи напоминают о древней истории Кипра и стали популярным местом, где дайверы любят делать подводные фотографии.
  • Рыболовецкое судно «Немесис III» на Протарасе. «Молодой» рэк затоплен специально для дайвинга, глубина 24 м. Доступен дайверам продвинутого уровня, погружение доступно с лодки.
  • Затонувший катер «Кериния». В Айя-Напе на глубине 20 метров лежит рэк - полицейский катер, затопленный в 2015 году у берега для создания искусственного рифа. Доступен для погружений начинающих дайверов.


Город Ларнака

  • Затонувший паром Zenobia. Шведский паром входит в десятку популярных затонувших объектов. В первую очередь ради дайвинга на «Зенобии» дайверы едут на Кипр. Затонул 7 июня 1980 года в районе бухты Ларнака. Вместе с паромом пошел ко дну груз - грузовики, армейское снаряжение, игрушки «Лего» и прочее. «Зенобия» лежит на глубине 17-42 метра. Паром в хорошем состоянии, он стал искусственным рифом, его заселили морские обитатели. Дайверы-любители осматривают его снаружи, профессионалы глубоководники заплывают внутрь. Во втором трюме стоит автомобиль «Жигули» «копейка». Проникновения во второй трюм и машинное отделение - декомпрессионные.
  • Затонувшее судно «Александрия». Небольшое деревянное рыболовецкое судно затонуло несколько лет назад, лежит на глубине 25-30 метров. Для его активного осмотра хватит одного погружения. Сюда приплывают тунцы, барракуды, другие виды рыб. Погружение доступно с катера, рекомендованный уровень дайвинг-подготовки - Advanced Open Water Diver + Enriched Air Diver.
  • Другие места для дайвинга. В районе Ларнаки отмечены другие дайвинг-места. Новичкам, только начавшим плавание с аквалангом или дайверам, у которых мало опыта погружений, доступны дайв-сайты: риф осьминогов, британский БТР Jetty, богатое морской жизнью место - Sheep Dip. Рифы Кейп Пила на мысе Пила, доступные с берега, можно предложить начинающим дайверам-любителям, опытным дайверам. Профессионалам и техническим дайверам рекомендуем затонувший на 33 метрах глубины крейсер «Крикет» и погружение на подводную скалу-гриб Машрумз рок на 50 метрах, обжитую морскими обитателями.


Город Лимассол

Место для активных любителей дайвинга на затонувшие объекты. Рэки лежат на разной глубине, поэтому одни доступны новичкам, например британский «Купер» на 9 метрах глубины, Three Star на 7 метрах. Другие рекомендуют только опытным дайверам, например затонувшая вертикально яхта «Диана». Тут же, среди рэков, населенные рыбами и животными дайв-сайты: комплекс каверн и пещер на 14 метрах, арка на 20 м и др.

Ориентировочные цены на дайвинг на Кипре

  • два погружения за один день - от 87 евро;
  • ночное погружение - от 45 евро;
  • пять дней дайвинга по два погружения в день - от 380 евро.

Ориентировочная программа

1 день
Вылет из Москвы, аэропорта Шереметьево , рейсом SU-2070 а/к «Аэрофлот», в 20:00, прилет в Ларнаку в 23:50. Встреча в аэропорту с принимающей стороной, трансфер в выбранный отель.

2 день
Утром приезд в дайв-центр, сбор снаряжения, оформление документов. Выезд на мыс Греко: погружения в районе Green Bay и в гроты.

Зеленый залив - удобное место для проведения пробных погружений (чек-дайвов), максимальная глубина 11 метров.

3-6 день
Погружения на рэк «Зенобия».

Шведский паром входит в десятку лучших затонувших объектов, представляющих интерес для дайверов. Длина парома 172 м, ширина 23,4 м. Из-за технических неисправностей паром затонул 7 июня 1980 года в районе бухты Ларнаки во время своего первого путешествия в Сирию. Чтобы не мешал судоходству, его, еще не затонувшего, но уже наполняющегося водой, отбуксировали на 1,5 километра от берега. Вместе с паромом пошел ко дну и его груз - 108 грузовиков, электрические приборы, армейское снаряжение, игрушки Lego, продукты питания и прочее. Zenobia лежит на глубине 17-42 метра. Паром находится в отличном состоянии и представляет собой увлекательное зрелище как для желающих поплавать снаружи, так и для технических дайверов, совершающих проникновения внутрь капитанского мостика, ресторан, верхнюю загрузочную палубу, кают-компанию и др. В настоящее время паром представляет собой искусственный риф, населенный разнообразными морскими обитателями.

7 день
Свободный день, можно собраться на обзорную экскурсию по острову.

8 день
Отправка в аэропорт. Регистрация на рейс SU-2075 Ларнака - Москва, вылет в 19:20. Прилет в Москву, Шереметьево , в 23:05.

Маршрут поездки и программа погружений ориентировочные, и могут быть изменены организаторами в зависимости от погодных условий и в интересах безопасности участников путешествия.

Ориентировочная стоимость тура

Размещение в отеле San Remo 2*:

  • ½ DBL - 1050 евро
  • Одноместное размещение - 1215 евро

​Размещение в отеле Lardos 4*:

  • ½ DBL - 1335 евро
  • Одноместное размещение - 1560 евро

​Размещение в отеле Golden Bay 5*:

  • ½ DBL - 1375 евро
  • Одноместное размещение - 1675 евро

В стоимость включено:

  • авиаперелет Москва - Ларнака - Москва, а/к Аэрофлот, эконом-класс*;
  • размещение в отеле выбранной категории на 7 ночей, питание завтрак, ужин;
  • групповой трансфер аэропорт - отель - аэропорт.

*Стоимость пакета может варьироваться в зависимости от наличия мест и тарифов авиакомпании


В стоимость не включено:

  • дайвинг-программа: 5 дней по 2 рекреационных погружения (аренда грузов, баллонов, услуги инструктора RuDIVE) - 480 евро. Возможна организация технических погружений;
  • найтрокс, тримикс, аренда снаряжения;
  • чаевые;
  • экскурсия по острову;
  • визовая поддержка - 40 евро;
  • страховой полис «Медицина + дайвинг», до 20 дней - 40 евро.

В акватории Ларнаки находится затонувшее судно «MS Zenobia» – ради того, чтобы попасть на судно, осмотреть его изнутри и проплыть по его корридорам, на Кипр едут дайверы с других континентов. «MS Zenobia» лежит на глубине 42 метров (138 футов).

Судно сошло с верфи Kockums Varv AB в Швеции в конце 1979 года и затонуло неподалеку от Ларнаки в июне 1980 года - примечательно, что это был первый рейс «Зенобии ». Грузовое судно водоизмещением 10 000 тонн, длиной 178 метров и шириной 28 метров в конце мая 1980 года вышло в свой первый рейс из шведского порта Мальме , куда ему не суждено было вернуться. Судно направлялось в сирийский порт Тартус . Неполадки с герметичностью нижней палубы обнаружились уже в пути и 5 июня судно пришвартовалось в порту Ларнаки. Через день судно вышло из порта и встало на якорь в 1,5-2 км от берега. Ранним утром 7 июня около 2.30 судно затонуло. На борту находились новые грузовые и легковые автомобили, которые «Зенобия» увлекла с собой на дно моря. Стоимость груза составляла около £200 млн. К счастью, члены экипажа успешно эвакуировались заранее и никто не пострадал.


Через некоторое время после этого инцидента затонувшее судно стало излюбленным местом для погружения у дайверов и в настоящее время входит в десятку лучших мест для дайвинга во всем мире.

В четверг, 13 марта 2014 произошел третий по счету несчастный случай, связанный с «Зенобией» – погиб 57-летний турист из Великобритании . Как стало известно, мужчина лишился чувств во время погружения. Друзья доставили его на берег, но им не удалось привести его в сознание. Тело дайвера было транспортировано в госпиталь Ларнаки, где врачи констатировали смерть. Морская полиция провела осмотр места происшествия – возможно, смерть наступила в результате несчастного случая. Точная причина смерти будет установлена в ходе патологоанатомического вскрытия, но, согласно предварительному заключению, смерть наступила в результате асфиксии из-за произошедшего на глубине сердечного приступа.

Предыдущая жертва «Зенобии» - Катерин Викар, тоже являвшаяся гражданкой Великобритании. Она совершала погружения у места затопления «Зенобии» с группой дайверов летом 2010 года, это было ее третье погружение.

В 2003 году еще один британец, Дин Эндрю Херне, утонул в этом же самом месте. Он, как и Катерин Викар, потерял ориентир, оказавшись внутри затонувшего судна, запаниковал, и снял кислородную маску и прочее снаряжение, пытаясь выбраться из чрева «Зенобии».


Погружения на «Зенобию» являются существенной статьей доходов многочисленных дайвинг-центров, организующих экскурсии дайверов, приезжающих на Кипр со всего мира. Затонувшее судно является интереснейшим объектом для погружений для дайверов всех уровней. Одна сторона «Зенобии» находится сравнительно неглубоко – до нее около 16 метров от поверхности воды, и она подходит для погружений начинающих дайверов. Внутренняя палуба судна, а также жилые помещения для экипажа и грузовой отсек – крайне интересные, но в то же время исключительно опасные места, требующие внимания, опыта и большой сноровки. Удовольствие от пребывания там доступно лишь очень опытным дайверам под контролем инструкторов. Но даже это, как известно, не может гарантировать безопасность погружения. Человек, рискующий бросить вызов стихии и забраться внутрь затонувшего корабля, лежащего на большой глубине, должен отдавать себе отчет в риске и рассчитывать на свои силы и знания: в случае непредвиденных обстоятельств помощь может просто не успеть, ведь в случае проблем с кислородом счет идет на минуты и даже секунды.

Тем не менее, «MS Zenobia» продолжает магнитом притягивать любителей приключений со всего мира.

Затонувший на Кипре паром Зенобия (Zenobia) - идеальный рэк для рекреационных и технических дайверов.

Корабль погрузился на дно в результате проблем с бортовым компьютером управления балластом. Когда были исчерпаны все меры по приведению его в вертикальное положение было принято решение отбуксировать медленно заполнявшийся водой корабль подальше от берега (примерно на 1.5 км) в бухту, где не мешая судоходству, спустя некоторое время он и затонул. При затоплении парома никто не пострадал, оставшаяся на борту команда благополучно сошла на берег.

Для дайверов основным преимуществом Зенобии является рекреационная глубина, наличие большого количества "достопримечательностей", и отличное состояние сохранности!

На палубах парома в момент затопления находилось, и пошло вместе с ним ко дну более сотни большегрузных грузовиков фур с оставшимся на прицепах грузом: электрические приборы, армейское снаряжение, игрушки "LEGO", спирт денатурат, дерево ценных пород, строительное оборудование, продукты питания...

Для детального осмотра всех элементов корабля мы рекомендуем дайверам воспользоваться нитроксными смесями, увеличив время экспозиции на глубине.

Паром лежит на левом борту. Минимальная глубина (по правому борту) - 16,5 метра. Максимальная глубина (по левому борту) - 42 метра.

Название: Zenobia
Постройщик: Kockums Varv AB, Sweden
Построен: 1979
Тип: Challenger-class "roll-on/roll-off ferry"
Длина: 172 m (584 ft)
Ширина: 28 m (92 ft)
Затонул: June 7th 1980

Наши 12 основных маршрутов дайвинга на Зенобии - это только верхушка айсберга!

  1. Ориентировочное-винты, грузовики снаружи, спасательные шлюпки. Целующиеся грузовики, куриные яйца на дне.
  2. Якорь, проникновение в кафетерий и рубку.
  3. Проникновение в первую палубу через большой вход, грузовиек с костями (рефрижиратор вез говядину), выход через небольшое окно, либо через лифтовую шахту.
  4. Проникновение в кают компании, воздушный карман, выход по лестнице у шлюпок либо через кафетерий.
  5. Проникновение во второй трюм, грузовики, спальные мешки, пуховики, древесина и на закуску автопогрузчик (forklift).
  6. Проникновение во второй трюм-возможность увидеть единственный автомобиль Жигули первой модели, «копейку», по одной из версий-машина принадлежала капитану.
  7. Проникновение в отсек для якорной цепи, выход на 36 м, прооникновение в рубку и из рубу и далее в прачечную.
  8. Проникновение в медпункт, возможность увидеть картину с березами (!), телефон, выход на 30 м через офицерскую кают-компанию.
  9. Проникновение в машинное отделение, надголовная среда 40 м, «тур» по машинному отделению. Выход через первый трюм. Погружение декомпрессионное.
  10. Проникновение в машинное отделение. Выход через второй трюм. Погружение декомпрессионное.
  11. Проникновение во второй трюм. «Тур» по второму трюму. Выход через вентиляционные трубы, либо через отсек с самым большим на рэке воздушным карманом. Погружение декомпрессионное.
  12. Проникновение в ‘control room’.

Очень часто паром Зенобия - называют Титаником средиземноморья. Этот паром имеет действительно потрясающие размеры 172 метра в длину и 23 метра в ширину. Кроме того судно повторило печальную судьбу Титаника - затонуло в свой первый рейс.

Зенобия является одним из первых сайтов по популярности среди всех дайв-сайтов Кипра. Кроме того входит в пятерку самых интересных и почитаемых сайтов среди дайверов планеты.

Завораживает картина огромного судна, опрокинутого на борт, вокруг которого подобно игрушкам разбросаны грузовые машины. Подобная картина впечатляет уже при первом приближении, кроме того существует возможность пробраться во все внутренние помещения парома.

История парома Зенобия

Паром «Зенобия » был построен в Швеции в 1979 году, был оборудован первоклассной техникой своего времени. После спуска на воду в июне 80-го года, отправился в свой первый переход из Сирии в Грецию. При входе в гавань города Ларнаки, судно по неизвестным причинам начало крениться на левый борт. На текущий момент существует несколько версий гибели парома. Одной из называемых причин называется неисправность в компьютерных системах судна, в результате которой была нарушена работа балластов парома, он получил большой крен на левый борт. Другая версия - намеренное затопление парома с целью получения страховки. Радует во всей этой истории, что обошлось без человеческих жертв - экипаж успели во время эвакуировать.

Позже, чтобы паром не мешал движению судов - было принято решение отбуксировать его на более глубокое место, где он сейчас и находится на глубине 42 метра.

Описание дайв-сайта

Находится сайт на расстоянии 1500 метров от берега в гавани города Ларнаки (добраться можно на лодке за 10 минут). Длина парома 170 метра, ширина 23 метра, осадка 13 метров, водоизмещение 12 тыс.тонн, макс., скорость 12,5 узлов.

Лежит паром на левом борту на морском дне на глубине 42 метра, самая верхняя точка находится от поверхности на глубине 16-18 метров. Такой разброс глубин позволяет проводить осмотр парома дайверам разного уровня сертификации.

Палуба парома располагается практически перпендикулярно плоскости грунта. На палубе можно увидеть потрясающую картину - грузовики, прикованные к палубе цепями. Машины очень хорошо сохранились, отлично виден перевозимый этим транспортом груз - спальники, медицинские препараты.

Положение парома Зенобия на морском дне

Очень интересны внутренние помещения парома. Есть возможность пробраться на капитанский мостик, осмотреть ресторан (хорошо сохранились: кофейная машина, посуда, бутылки), верхнияя и нижняя грузовые палубы, самые смелые могут пробраться в машинное отделение. Интересно дно вокруг корабля - на большом расстоянии разбросан всевозможный груз.

Для проведения осмотра со средних глубин рекомендуется использовать смеси нитрокс - это позволит Вам продлить время нахождения под водой.

Паром огромен по своим размерам, поэтому многие дайверы совершают на него огромное количество погружений, при этом открывая для себя постоянно что-то новое. Судно обладает многочисленным количеством помещений, коридоров, отсеков.

Дополнительная информация

Необходимо соблюдать осторожность при нахождении рядом с грузовиками, висящими на цепях на основной палубе. Цепи со временем в морской воде теряют свою прочность и могут не выдержать вес автомобиля. Кроме того, любое проникновение во внутренние отсеки парома должно быть тщательно спланировано.

 


Читайте:



Отдых в Сочи: гостевой дом Штиль Адлер Сочи

Отдых в Сочи: гостевой дом Штиль Адлер Сочи

Отель находится в популярном курортном районе Чкалово, недалеко от пансионата «Бургас»*** и санатория «Знание»***, где можно приобрести курсовки на...

Вопросы про остров майорка в испании Сколько делают визу и какую дадут

Вопросы про остров майорка в испании Сколько делают визу и какую дадут

В последнее время правительство страны крайне заинтересована в привлечении российского туризма в Испанию, в том числе на Майорку. Поэтому страна...

Как добраться из паттайи в камбоджу самостоятельно Из паттайи в камбоджу самостоятельно ангкор

Как добраться из паттайи в камбоджу самостоятельно Из паттайи в камбоджу самостоятельно ангкор

Поездка на отдых в Азию - привычное ежегодное событие в жизни многих россиян. Всегда благоприятный климат, приемлемые цены и восточное...

Лучшие горнолыжные курорты европы недорого Дешевые горнолыжные курорты

Лучшие горнолыжные курорты европы недорого Дешевые горнолыжные курорты

Горнолыжный сезон не за горами. Самое время заранее начать готовить лыжи и присмотреться к лучшим зимним курортам старушки-Европы. Куршевель...

feed-image RSS